Образовательная программа внеурочной деятельности
Описание образовательной программы
Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения
каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и
долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов
российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный
путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам
удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих
поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям
опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения
прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть
вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе
которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными
выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать
интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального
воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации
внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы общего образования. Такая возможность
предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения, учебный план для школы включает
внеурочную деятельность, позволяющую осуществлять программу воспитания и социализации
школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех
результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе
модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации
школьников будет способствовать:
а) овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами
деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением
адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое
здоровье и физическую культуру;
б) формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и
нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой
деятельности;
в) формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности
обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования,
контроля и самооценки.
Жизнь ребѐнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему
позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и
духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию
производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель
развития и взросления человека.
Вследствие реализации данной программы и внедрения предлагаемой Модели эффективность
системы воспитания и социализации школьников может быть существенно повышена, а также
может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная
деятельность, существенными характеристиками которой станут:
а) ориентированность на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества,
государства;
б) принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически
организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими
значимыми для него субъектами;
в) использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала,
фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.);
г) согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей
роли общеобразовательной школы;
д) реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.